Техникумы и колледжи: типовое положение


Техникумы и колледжи: типовое положение

Техникумы и колледжи: типовое положение

Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543.

Документ отменил ранее существовавшее типовое положение, утвержденное постановлением Правительства от 3 марта 2001 г. N 160.

Данное типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений). Для негосударственных средних специальных учебных заведений данное типовое положение является примерным.

Основными задачами среднего специального учебного заведения являются:

а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

Документ устанавливает следующие виды средних специальных учебных заведений:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Наименование среднего специального учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться органом государственной власти, в ведении которого оно находится. Наименование среднего специального учебного заведения обязательно изменяется при изменении его государственного статуса.

Наименование учебного заведения должно содержать указание на организационно-правовую форму, тип и вид среднего специального учебного заведения.

Среднее специальное учебное заведение может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, структурные подразделения, реализующие основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального и дополнительного профессионального образования, общежития и иные структурные подразделения, связанные с образовательным процессом.

Среднее специальное учебное заведение самостоятельно в формировании своей структуры, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.

В новом Типовом положении уточняется, что федеральные государственные средние специальные учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Правительства РФ. Полномочия в отношении них осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся такие специальные учебные заведения. В отношении государственных средних специальных учебных заведений, находящихся в ведении субъекта РФ, и муниципальных средних специальных учебных заведений порядок создания, реорганизации и ликвидации, как и прежде, устанавливается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления.

Деятельность среднего специального учебного заведения осуществляется только после получения лицензии и прохождения государственной аккредитации (ранее оно должно было пройти и аттестацию).

Объем и структура приема студентов в среднее специальное учебное заведение на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Объем и структура приема студентов в среднее специальное учебное заведение, обучающихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяются в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Среднее специальное учебное заведение вправе осуществлять целевой прием граждан в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по их приему в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия этим органам в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

В соответствии с Типовым положением порядок приема в государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения устанавливается Министерством образования и науки РФ, а правила приема – учредителем.

Среднее специальное учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству РФ, порядку приема, устанавливаемому Министерством образования и науки РФ, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе среднего специального учебного заведения.

Сроки приема документов от поступающих на обучение по очной форме в средние специальные учебные заведения устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Прием граждан в среднее специальное учебное заведение для получения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан, имеющих основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование.

Конкурс на прием граждан в среднее специальное учебное заведение проводится на основании результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности, на которую осуществляется прием.

Среднее специальное учебное заведение при приеме по специальностям, требующим наличия у граждан определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Перечень специальностей, по которым при приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается Министерством образования и науки РФ.

В Типовом положении установлены права и обязанности обучающихся и работников учреждений. Кроме того, приведены правила экономической деятельности учреждений, в том числе определен порядок осуществления платной образовательной деятельности. Перечень дополнительных вступительных испытаний в среднее специальное учебное заведение и правила их проведения объявляются таким заведением не позднее 1 февраля текущего года.

В среднем специальном учебном заведении сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

В средних специальных учебных заведениях учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретной специальности и форме получения образования. Начало учебного года может переноситься средним специальным учебным заведением по очно-заочной (вечерней) форме получения образования не более чем на 1 месяц, по заочной форме получения образования - не более чем на 3 месяца. В иных случаях перенос срока начала учебного года осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Не менее 2 раз в течение учебного года для студентов устанавливаются каникулы общей продолжительностью 8-11 недель в год, в том числе в зимний период - не менее 2 недель.

Максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме составляет 16 академических часов.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной профессиональной образовательной программы в заочной форме составляет 160 академических часов.

В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями педагогического работника с обучающимися не должна превышать 36 академических часов.

Численность студентов в учебной группе в средних специальных учебных заведениях при финансировании подготовки за счет бюджетных ассигнований по очной форме получения образования устанавливается 25-30 человек. Исходя из специфики среднего специального учебного заведения, образовательное учреждение может проводить учебные занятия с группами студентов меньшей численности и отдельными студентами, а также делить группы на подгруппы. Образовательное учреждение вправе объединять группы студентов при проведении учебных занятий в виде лекций.

Производственная практика студентов средних специальных учебных заведений проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между средним специальным учебным заведением и этими организациями.

Среднее специальное учебное заведение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации студентов. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов утверждается средним специальным учебным заведением.

Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов при обучении по сокращенным образовательным программам среднего профессионального образования по очной, очно заочной (вечерней) и заочной формам получения образования устанавливается средним специальным учебным заведением самостоятельно.

Государственная (итоговая) аттестация выпускника среднего специального учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Государственная (итоговая) аттестация выпускника среднего специального учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, осуществляется государственной аттестационной комиссией. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования утверждается Министерством образования и науки РФ.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, заверенный печатью среднего специального учебного заведения.

Лицу, не завершившему образования, не прошедшему государственной (итоговой) аттестации или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

Формы документов государственного образца о среднем профессиональном образовании и порядок их выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов утверждаются Министерством образования и науки РФ.

Управление средним специальным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Непосредственное управление средним специальным учебным заведением осуществляет директор (начальник), прошедший соответствующую аттестацию. Порядок назначения на должность директора (начальника) определяется уставом среднего специального учебного заведения в соответствии с законодательством РФ в области образования.

Директору (начальнику) совмещение его должности с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри и вне среднего специального учебного заведения не разрешается.

Директор в соответствии с законодательством РФ назначает на должность и освобождает от нее работников, а также определяет их должностные обязанности.

К обучающимся среднего специального учебного заведения относятся студенты (курсанты) и слушатели.

Студентом (курсантом) среднего специального учебного заведения является лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.

Слушателем среднего специального учебного заведения является лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Статус слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы получения образования.

Финансовое обеспечение образовательной деятельности среднего специального учебного заведения, связанной с реализацией основных общеобразовательных программ, профессиональных образовательных программ начального профессионального образования и дополнительных профессиональных образовательных программ, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов с учетом установленных заданий (контрольных цифр) на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося и предусмотренных для соответствующих типов и видов образовательных учреждений.

Привлечение средним специальным учебным заведением дополнительных средств не влечет за собой снижения размеров его финансового обеспечения из соответствующего бюджета.

Среднее специальное учебное заведение вправе в пределах численности контингента обучающихся, установленной лицензией, осуществлять сверх заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Среднее специальное учебное заведение может оказывать платные дополнительные образовательные услуги сверх соответствующих образовательных программ и федерального государственного образовательного стандарта.

Среднее специальное учебное заведение вправе вести предпринимательскую и иную деятельность, предусмотренную уставом, в соответствии с законодательством РФ.

Среднее специальное учебное заведение самостоятельно в соответствии с законодательством РФ устанавливает заработную плату работникам, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования.

Среднее специальное учебное заведение имеет право осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, научной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

Среднее специальное учебное заведение имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.